Из трёх фатальных D (death, debt и divorce), всегда стимулировавших арт-рынок, именно развод обычно бывает самым скандальным.

Роберт Сорос и Мелинда Шифф

Роберт Сорос и Мелинда Шифф

Когда речь идёт о разводе феноменально богатых пар, все пристально следят не только за финансовыми активами, но и за судьбой коллекции искусства. Ещё несколько лет назад всплыла история Роберта Сороса, сына миллиардера Джорджа Сороcа. Его брак с Мелиссой Шифф распался из-за его интрижки на стороне, супруги делили состояние в 350 миллионов долларов, но главным камнем преткновения стала коллекция живописи.

Адвокаты Сороса настаивали, чтобы коллекция была продана, а деньги разделены, но Мелисса хотела сохранить собрание, особенно значимые для неё работы Джеффа Кунса и Кристофера Вула. Стоимость произведений искусства растёт, для коллекционеров имеет значение и моральный фактор, так что владельцы могут ценить собрание картин выше, чем, например, дом, в котором оно хранится.

Мелинда и Билл Гейтс

Мелинда и Билл Гейтс

Недавно объявили о разводе Мелинда и Билл Гейтс, и неизбежно встал вопрос, как они поделят своё состояние в 130 миллиардов. А для арт-рынка главное — что будет с их художественной коллекцией и появится ли что-то на открытых торгах. Гейтс много тратил на американское искусство XIX века, в его собрании есть, например, «Затерянные у Ньюфаундленда» Уинслоу Хомера (36 миллионов долларов), «Болельщики поло» Джорджа Беллоуза (27,5 миллиона), «Цветы в комнате» Чайльда Гассама (20 миллионов), но также и знаменитый «Лестерский кодекс» Леонардо (30,8 миллиона). Что с этими картинами будет дальше, неизвестно, но развод пока выглядит мирным.

«Затерянные у Ньюфаундленда» Уинслоу Хомера

«Затерянные у Ньюфаундленда» Уинслоу Хомера

Чего не скажешь о других парах, чьи коллекции оказались между молотом и наковальней. Так, недавний громкий развод коллекционеров и мультимиллионеров Гарри и Линды Маклоу стал причиной появления на рынке произведений первоклассных художников. Коллекцию, включающую работы Уорхола, Пикассо, Джакометти, Кунса, Поллака, Ротко, по требованию супругов несколько раз переоценивали, и в итоге они сошлись на 700 миллионах. Пару, которая два года не могла договориться, суд обязал всё искусство продать, а выручку поделить пополам. Произойти это должно было ещё год назад, но пандемия внесла коррективы, а аукционные дома по‑прежнему борются за право представлять эту блестящую коллекцию. Сам же Гарри в отместку бывшей жене разместил на одном из принадлежащих ему в Нью-Йорке зданий огромную фотографию новой жены (из-за которой развод и случился).

Семья Муграби

Семья Муграби

Ещё одна пара — Либби и Дэвид Муграби — боролась за своё состояние, в том числе огромную коллекцию искусства, с 2018 года. Брак распался после того, как Либби поймала Дэвида «на привлекательной брюнетке прямо под картиной Ричарда Принса». Позже Либби обвинила бывшего мужа в нападении, когда он поймал её при попытке вынести из дома скульптуру Кита Харинга за 500 тысяч. А он в свою очередь попытался вывезти из их дома искусство на сумму 200 миллионов. Семья Муграби — одни из самых влиятельных коллекционеров Америки. Они поддерживали арт-рынок США даже в самые тяжёлые времена. «Серые кардиналы» торгов контролировали цены на Кунса, Хёрста, Баския и, конечно, Уорхола (им принадлежит самая большая частная коллекция работ художника). Собрание семьи оценивается в 5 миллиардов долларов, и Дэвиду здесь принадлежит завидный кусок. Но в итоге Либби получила свою долю, в том числе «голубые фишки» Уорхола, Баския и Хёрста. Продавать ничего не пришлось.

 

Статья «Искусство расставания» опубликована в журнале «Robb Report» (№5, Июль 2021).

Источник

Поделиться в соцсетях:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *