В Волгоградской области в нынешнем году празднуют 175-летие самой необычной железнодорожной магистрали в истории страны – Дубовско-Качалинской железной дороги на конно-бычьей тяге.

Как такое неординарное событие может помочь привлечьдополнительных туристов в регион, узнавал «АиФ»-НП».

Без пособий и привилегий

Эта магистраль была построена более полутора веков назад для перевалки грузов между Волгой и Доном.  Её ввели в эксплуатацию 28 июля (9 августа) 1846 года. Это была вторая железная дорога в России после Царскосельской и первая на юге страны. В общей сложности она просуществовала около 10 лет.

Кратчайший путь – переволока между Волгой и Доном был известен с незапамятных времён, не случайно в районе Дубовки в своё время были найдены греческие и римские монеты.

Возникновение на Волге Царицына и Дубовки, а на Дону, Азовском и Чёрном морях – торговых пристаней, русских опорных поселений и казачьих станиц оживило древний путь.

«Всем известно, что первая железная дорога на паровом ходу была пущена в 1837 г. между С.-Петербургом и Царским Селом, – напоминает член Союза архитекторов России и Русского географического общества Сергей Сена. – На юге страны идея соединить «чугункой» популярную переволоку витала в воздухе. В октябре 1836 г. артиллерии поручик Николай Лундышев представил проект об учреждении акционерного общества «…для перевозки сухим путём тяжестей с помощью паровозов от посада Дубовки до пристани Качалинской… и вообще по всей России».

Несколько лет спустя обер-егермейстер двора его величества Дмитрий Васильчиков и коммерции советник Николай Попов с соизволения императорской власти создают компанию на акциях для постройки «без всяких пособий, привилегий и преимуществ железно-конной дороги между Волгою и Доном…».

За счёт финансирования из частных источников, выпуска акций дорога была построена за пару летних сезонов. Весной 1846 года она была открыта между посадом Дубовкой и казачьей станицей Качалинской. Длина составила около 68 километров.

Весь период навигации на Волге и Дону, с весны до поздней осени, на живой тяге через междуречье величественно катились бесконечные вагоны с лесом, хлебом, железом и такими стратегическими на тот момент товарами, как солод, льняное семя, коровье масло, стекло, посуда, канат… С Дона в центр страны по воде, соответственно, и по «чугунке» перевозили крымские и донские вина, сухие фрукты, свиное сало.

«Грузы лежали прямо на берегу, грузили их на повозки очень разнообразные, например, в обыкновенные телеги, тарантасы с круглым дном, сани различной величины; смоляные бочки в большом количестве, – описал работу переволоки посетивший Нижнее Поволжье академик из С.-Петербурга Карл Бэр. – Из Качалинской привозят много угля, других грузов».

Годовой оборот волго-дон­ской «чугунки» достигал 150 тысяч пудов грузов в год. Одно­временно из Дубовки перетаскивались на Дон сплавные суда.

– Наша железная дорога без паровозов проработала полноценно не один сезон, факты об этом есть во многих исторических источниках, – отмечает директор Дубовского музейного комплекса Виктор Конаков.

За перевозку груза с Дубовской пристани в Качалинскую или Беляевскую станицы перевозчикам платили с пуда груза от двух до пяти копеек серебром, что давало заработать местному населению до 260 тыс. руб. в год.

Не выдержала конкуренции

Но в первые месяцы эксплуатации конно-бычьей «чугунки» стали очевидны и её серьёзные недостатки. В районе Волги дорога начиналась не с самого берега, а с высокого холмистого обрыва, куда товары и грузы с судов нужно было ещё подвезти с пристаней на повозках и тележ­ках.

Аналогичным образом дорога не доходила на 4 км до берега Дона. Здесь через топкую пойму грузы к пристаням также сгружали с «чугунки» и везли до берега на подводах. Вдобавок место пристаней под загрузку на Дону было выбрано довольно неудачно – ниже Качалинской и вплоть до слободы Калач река изобиловала сильными мелями.

Через десяток лет после постройки Качалинской «чугунки» вступила в строй, по сути, трас­са-дублёр, но уже на паровозной тяге – между Царицыном и торговой слободой Калач (ныне город Калач-на-Дону. – Ред.). С пуском паровозной дороги-конкурента грузооборот на дубовской «чугунке» упал до нуля. Рельсы, шпалы и путевое оборудование поросли травой, были разобраны или засыпаны.

– В степях между Волгой и Доном до сих пор местами можно увидеть следы той дороги, – рассказали в региональном отделении РГО. – По трассе можно найти подкладки под рельсы, железнодорожные костыли, подковы.

По воспоминаниям местных жителей, значительные участки рельсовых путей пролежали в степи вплоть до середины XX века. И вот сейчас история может ожить и стать одним из объектов привлечения туристов в регион. Так, краеведы предлагают создать заново хотя бы небольшой фрагмент в один-два километра дороги.

Другой вариант – заново создать её макет на местности на манер ландшафтного технико-исторического парка.

Идея интересна с той точки зрения, что туристы в этих краях и так бывают часто. В Качалине на Дону активно развивается санаторный отдых, под Дубовкой набирает обороты гастротуризм – здесь растут виноградники, работают сыроварни, фермерские винодельни. Проект воссоздания в этих местах памятника технологической культуры прошлого придётся здесь как нельзя кстати. И это лишь один из моментов богатой истории нашего края, который может работать в интересах всего региона в наши дни.

Чем волгоградская область привлекательна для туристов

Краеведческий и въездной туризм входит в число стратегических отраслей региональной экономики.

В этом направлении удалось добиться главного – создать развитую инфраструктуру для отдыха и целый ряд событий, которые интересны туристам. «Последние шесть лет в Волгоградской области ведётся масштабное обновление инфраструктуры: модернизированы международный аэропорт и вокзальный комплекс, построены новые автодороги, гостиницы, объекты торговли, общественного питания, спортивные сооружения, продолжается реконструкция коммуникаций, парков и общественных пространств, – отмечают в областном комитете по туризму. – Только в доковидном 2019 году регион посетили порядка 1,2 млн туристов. За два года турпоток увеличился на 300  тысяч человек».

Сейчас в регионе действует свыше 250 турфирм и 450 объектов размещения: гостиниц, санаториев, турбаз и др. Постоянно появляются новые точки притяжения путешественников: так, уже набрал силу экологический туризм, гастрономические туры и агротуризм.

Есть рекорд!

Волгоградская область стала весьма привлекательным для туристов местом, что доказали прошедшие майские праздники.

Так, пассажиропоток в аэропорту за май  составил почти 132 тыс. человек. Это больше, чем было в июне 2018 г., когда в регион прибывали гости на чемпионат мира по футболу (тогда цифра составила 131 577 человек).

Всего выполнили 1 227 рейсов, на внутренних авиалиниях обслужили 130 602 пассажира, на международных – 1 359 пассажиров.

Цифры

На территории Волгоградской области расположены более двух тысяч памятников истории и культуры, 62 музея, 12 театров, десятки уникальных природных объектов, которые привлекают туристов со всей страны.

Мнение эксперта

Председатель реготделения РГО Сергей Моников: «Внутренний туризм имеет в Волгоградской области хороший потенциал. В районе Волго-Донского междуречья мы наблюдаем сближение двух великих рек России. Здесь богатейшая история, поскольку эта местность «скроена» из бывших частей области Вой­ска Донского, Саратовской губернии. В этих же местах можно увидеть редкие образцы ископаемых животных доисторических морей – белемнитов, коралловые трубки возрастом около 80 млн лет. Знатоки климата также утверждают: берега Волги и Дона, Волгоградского и Цимлянского водохранилищ по обилию солнечного тепла не уступают Южному берегу Крыма. В общем, ключевой природно-исторический ресурс для развития туризма у нас есть. Важно создать современную инфраструктуру под него».

Публикация подготовлена в рамках проекта «Красота в шаговой доступности»





<!—Расположение: —>

Оставить комментарий (0) Источник

Поделиться в соцсетях:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •